![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie1_small_max.jpg)
Subaru Impreza 2 л, 1999 г.в.
Вид работ: селективный ремонт ДВС
Уровень сложности: высокий
Стоимость: 56 000 р. (без стоимости гильзовки); 52 000 р. (гильзовка)
Затраченное время: 3-4 дня
Причины обращения клиента
1. Высокий расход масла.
2. Желание увеличить крутящий момент.
Предварительная диагностика
1. Лик-тест: высокие утечки по цилиндропоршневой группе.
2. Осмотр эндоскопом: на цилиндрах следы прорыва газов из камеры сгорания (неправильная геометрия цилиндра, сильный износ поршневых колец), следы износа (задиры) цилиндра в месте работы юбки поршня.
Разборка, дефектовка ДВС
Размер поршней: +0,5 мм к стоку (т.е. поршни установлены с максимально допустимым ремонтным размером). Большая эллипсность цилиндра: от 0,06 мм в верхней мертвой точке (BMT) до 0,1 в зоне перекладки колец.
Вердикт: цилиндры требуют ремонта. Так как цилиндр расточен в максимально допустимый размер, решено установить другие гильзы с приданием блоку дополнительной жесткости.
Концепция доработки ДВС или пожелания клиента
1. Большой ресурс и надежность.
2. Высокий крутящий момент.
3. Быстрый отклик на педаль газа.
4. Городская эксплуатация с возможностью выезда на кольцевую трассу.
Подбор комплектующих
Чтобы добиться увеличения мощности и обеспечения длительного ресурса ДВС, инженеры компании подбирают соответствующие комплектующие и дорабатывают детали двигателя, не подлежащие замене. Для этого конкретного мотора была разработана конфигурация и составлен список необходимых деталей.
Список деталей
Поршни Cosworth, шатуны Cosworth, гильзы Darton, коленчатый вал STi от мотора 2,5, шпильки ГБЦ ARP, турбина IHI VF36 twinscroll, выпускной коллектор Kakumei.
1 этап: блок цилиндров
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie2_small_max.jpg)
1. Промеряем юбку поршня микрометром и задаем размер, в который будут отхонингованы гильзы в блоке цилиндров.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie3_small_max.jpg)
2. Вырезаем из блока цилиндров стандартную изношенную гильзу, растачиваем блок с натягом 0,05-0,07 мм под новую гильзу и устанавливаем ее в блок, предварительно создав большую разницу в температуре между ней и блоком (блок разогреваем, гильзу охлаждаем). Далее растачиваем и хонингуем в нужный нам размер. Гильза устанавливается с преднатягом.
[!] ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ (ГИЛЬЗОВКА) НАМЕРЕННО ОПИСАН НАМИ В УПРОЩЕННОМ ВИДЕ. ЗАТРОНУТЫ ТОЛЬКО ПИКОВЫЕ МОМЕНТЫ, ОПИСАНИЕ ПОЛНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТРЕБУЕТ ОТДЕЛЬНОГО РАЗВЕРНУТОГО МАТЕРИАЛА НА ЭТУ ТЕМУ.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie4_small_max.jpg)
3. Подготавливаем блок цилиндров к установке вкладышей, для этого берем безворсовую ветошь и удаляем все оставшиеся загрязнения после мойки.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie5_small_max.jpg)
4. Устанавливаем вкладыши Cosworth Size 1 в блок цилиндров (это проверочные вкладыши, по ним проводим измерения).
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie6_small_max.jpg)
5. Аккуратно опускаем заранее подготовленный коленчатый вал (отмытый, с продутыми масляными каналами), чтобы не повредить вкладыши. Далее устанавливаем индикаторную стойку. Измеряем осевой люфт коленчатого вала (осевой люфт составляет 0,08 мм — это в норме допуска).
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie7_small_max.jpg)
6. Снимаем коленчатый вал, наносим на болты смазку снижающую трение и собираем блок с установленными вкладышами.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie8_small_max.jpg)
7. Берем 12-гранную головку на 12 мм, удлинитель, динамометрический ключ 3/8 и затягиваем болты, моментом в несколько этапов.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie9_small_max.jpg)
8. Для измерения коренных шеек коленчатого вала используем микрометр. Каждая шейка промеряется отдельно.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie10_small_max.jpg)
9. Используя микрометрический нутромер, замеряем постель коренных вкладышей. По завершению данного этапа измерительной работы принимаем решения, какой размер вкладышей использовать. Устанавливаем выбранные вкладыши и еще раз проводим вышеперечисленные измерения.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie11_small_max.jpg)
10. Подготавливаем шатун для установки вкладыша (протираем безворсовой ветошью).
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie12_small_max.jpg)
11. Устанавливаем шатунные вкладыши.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie13_small_max.jpg)
12. Микрометром измеряем размер шатунной шейки коленчатого вала.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie14_small_max.jpg)
13. Наносим на болты смазку снижающую трение и затягиваем их динамомерическим ключом в два этапа. Вычисляем толщину вкладышей по показаниям нутромера. По завершению данного этапа измерительной работы принимаем решения, какой размер вкладышей использовать. Устанавливаем выбранные вкладыши и еще раз проводим вышеперечисленные измерения.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie15_small_max.jpg)
14. Наносим сборочное масло на вкладыши и устанавливаем шатуны на коленчатый вал. Затягиваем болты моментом таким же, как при измерениях.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie16_small_max.jpg)
15. Обезжириваем привалочные поверхности правого полублока, наносим сборочное масло на вкладыши и аккуратно устанавливаем коленчатый вал.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie17_small_max.jpg)
16. Ставим уплотнительные кольца на правый полублок и наносим герметик. Обезжириваем привалочную поверхность левого полублока, наносим сборочное масло на вкладыши. Соединяем полублоки вместе, придерживая шатуны второго и четвертого цилиндра в верхнем положении.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie18_small_max.jpg)
17. Динамометрическим ключом затягиваем болты моментом таким же, как при измерениях
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie19_small_max.jpg)
18. Проверяем и подгоняем зазор в поршневых кольцах и устанавливаем их на поршень, разведя зазор на 120 градусов.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie20_small_max.jpg)
19. Устанавливаем на поршень стопорное кольцо поршневого пальца с противоположной стороны монтажного отверстия в блоке. Обильно смазываем поршень и цилиндр сборочным маслом. Аккуратно опускаем поршень в цилиндр до поршневых колец.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie21_small_max.jpg)
20. Стягиваем поршневые кольца обжимкой поршневых колец.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie22_small_max.jpg)
21. Аккуратно постукивая, задвигаем поршень в цилиндр.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie23_small_max.jpg)
22. Поворачиваем коленвал так, чтобы шатун встал в нижнюю мертвую точку, и совмещаем верхнюю головку шатуна с отверстием поршневого пальца.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie24_small_max.jpg)
23. Смазываем поршневой палец сборочным маслом и устанавливаем его в поршень и шатун. Далее ставится стопорное кольцо.
![Изображение](http://www.subaric.ru/article/usilenie/usilenie25_small_max.jpg)
24. Повторяем вышеперечисленное с тремя оставшимися поршнями.
Примечания:
- · после механических обработок (расточка, хонинговка, шлифовка) нужно обязательно полностью очистить детали от стружки абразива;
- · работа сложная, требует сноровки; ошибки могут привести впоследствии к тотальным разрушениям;
- · герметик нужно использовать проверенных фирм (в погоне за мизерной экономией, можно нажить большие проблемы);
- · чтобы все размеры соответствовали действительности, желательно производить все измерения при +20°C (+/- 2°).
Автор: Дмитрий Колотилин
Фото: Дмитрий Колотилин, Алексей Трошкин
http://www.subaric.r...1-23-15-17.html